- Переправочные средства
- ПЕРЕПРÁВОЧНЫЕ СРÉДСТВА. Широко применялись в ходе боевых действий для переправы войск через водные преграды. Табельные (штатные) П. с. находились в осн. в инж. войсках. К ним относились: понтонные парки, разборные металлич. мосты, десантные, складные и резиновые лодки, труднозатопляемое имущество, резиновые плавательные костюмы и другие. Осн. сов. понтонными парками в годы войны были тяж. мостовые парки ТМП и Н2П, лёгкие НЛП, к-рые предназначались для устройства наплавных мостов и паромных переправ. Грузоподъёмность тяж. парков 4080 т, лёгких до 25 т. Применялись также деревянные мостовые парки ДМП-41 и ДМП-42, деревянные лёгкие парки ДЛП, парки на резиновых лодках УВСА-3 и МДПА-3, спец. паромные парки СП-19 и другие. Для десантных паромных переправ были разработаны новые буксирные катера лёгкие БМК-50 и тяжёлые БМК-90. Наряду с разборными металлич. мостами многократного использования были разработаны и применялись при действиях в горах висячие мосты. Всего за годы войны было поставлено войскам св. 1000 разл. понтонных парков, ок. 1400 катеров и полуглиссеров, св. 50 тыс. десантных и резиновых лодок, ок. 50 тыс. резиновых плавательных костюмов и другие. П. с. Наряду с табельными П. с. в ходе боевых действий соединения и части всех родов войск (спец. войск) для переправы широко использовали местные плавсредства (баржи, лодки, катера, паромы и т. д.) и подручные средства (брёвна, доски, бочки, поплавки и другие.), сооружали из местных материалов разл. деревянные мосты на жёстких опорах. Так, при форсировании передовыми частями сов. войск Днепра большое значение имели местные переправочные средства рыбачьи лодки, паромы, катера, баржи. В Берлинской операции 1945 при подготовке форсирования р. Одер инж. частями 2-го Белорус. фр. было изготовлено 1800 сапёрных деревянных лодок, собрано и отремонтировано более 800 местных рыбачьих лодок и другие. К исходу 19 апр. (второй день наступления) на Одере действовали 23 десантные переправы, 24 паромные переправы с 55 паромами различной грузоподъёмности и 3 моста.
Лит.: Инженерные войска Сов. Армии в важнейших операциях Вел. Отечеств. войны, М., 1958; Инженерные войска в боях за Сов. Родину, М., 1970.
Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. М. М. Козлов. Редколлегия: Ю. Я. Барабаш, П. А. Жилин (зам. гл. ред.), В. И. Канатов (отв. секретарь) и др.. 1985.